Опыт применения видеоуроков в учебно-методической работе Факультета переподготовки специалистов СПбГПУ

Тезисы доклада для конференции «СПО в высшей школе», Переславль Залесский, 29–30 января 2011 г.

Дмитрий Державин, Санкт-Петербург, Проект «Открытые уроки»:

- http://www.avalon.ru/OpenLessons/UNIX/

- http://twitter.com/derjavin

Аннотация

На основе опыта работы учебного центра avalon.ru в 2008–2010 годах предлагается набор методических указаний, технических решений и практических советов по применению видеоуроков в учебно-методической работе.

Постановка задачи

В области информационных технологий ситуация непрерывно меняется, и адаптировать учебные программы к этим изменениям приходится также очень быстро. В частности, важно успевать своевременно готовить учебные пособия и учебно-методические материалы для сопровождения курсов.

Как показал опыт Факультета, видеоуроки, они же «скринкасты», могут быть хорошим выходом из ситуации, так как при соблюдении определённых условий практически не требуют дополнительного времени на подготовку и могут использоваться одновременно как в качестве раздаточного материала для учеников, так и в качестве учебно-методических пособий для преподавателей.

Наиболее полно на ФПС СПбГПУ технология была задействована в чтении учебных курсов, посвящённых архитектуре и администрированию ОС Linux. В частности, все лекции этих учебных курсов практически от начала до конца сопровождались демонстрацией примеров на большом аудиторном экране, куда транслировался экран преподавательского компьютера. Всё происходящее на экране вместе с голосом преподавателя записывалось в файл. В конце лекции записи раздавались студентам, которые с удовольствием пересматривали их сами, передавали «прогульщикам» и использовали как справочный материал во время лабораторных работ. Эти же записи успешно применялись в качестве дополнения к учебно-методическим комплексам учебного курса.

Интересно, что посещаемость лекций после внедрения видеоуроков в повседневную практику не снизилась, а заметно возросла. Также заметно упростились процедура ввода в курс нового преподавателя и обмен знаниями между преподавателями смежных курсов и специальностей.

К сожалению, проследить, как внедрение видеоуроков повлияло на успеваемость, по ряду причин оказалось невозможным. Но определённо можно сказать, что студенты стали относиться к предмету с гораздо большим интересом.

Как показал опыт Факультета, широкому распространению технологии в данный момент мешают в первую очередь следующие проблемы: излишняя требовательность преподавателей к качеству монтажа видеоуроков; боязнь заочной неконструктивной критики; отсутствие готовых технических решений; отсутствие методической базы, позволяющей адаптировать существующий учебный курс к новому формату.

В ходе внедрения технологии на ФПС СПбГПУ были выявлены следующие возможные пути решения этих проблем.

Проблема качества монтажа

Одно из распространённых возражений против записи видеоуроков на лекциях — низкое качество монтажа. Точнее говоря, его отсутствие.

Претензия в данном случае несправедливая, так как целью является не производство высококачественного учебного фильма для демонстрации на выставках, а получение актуальных учебно-методических материалов без дополнительных затрат времени на их изготовление.

Кроме того, преподаватели часто не вполне представляют себе истинную ценность видеоуроков с точки зрения учеников. Мелкие недостатки вроде оговорок по ходу объяснения ничтожны на фоне ценности наглядного руководства, полученного из первых рук. А ошибки преподавателя представляют собой дополнительную ценность за счёт демонстрации путей их решения.

Проблема боязни неконструктивной критики

Часто от введения видеоуроков в повседневную практику преподавателя удерживает боязнь оказаться в ситуации, когда невозможно что-либо возразить удалённым в пространстве и времени слушателям на неконструктивную критику.

Чувства преподавателей в данном случае, видимо, сродни чувствам музыкантов или производителей программного обеспечения. Распространённость ситуации говорит о том, что проблема вполне типична, решаема, и ничего страшного в ней нет.

Краткие методические указания

Хочется отметить, что видеоуроки применимы не только для чтения технических курсов, где большую часть объяснения можно проиллюстрировать демонстрацией работы соответствующего программного обеспечения. Любой иллюстративный материал можно дополнить как минимум примерами эффективного поиска его в Интернете.

Поэтому главное требование к адаптации подачи материала заключается в большей интерактивности: везде, где есть возможность показать действие, можно успешно использовать видеоуроки.

Кроме того полезно специальным образом оформить рабочий стол: выбрать разрешение экрана, убрать лишние, отвлекающие учеников и отнимающие полезное пространство элементы оформления. Подобрать шрифт. Настроить удобные клавиатурные комбинации, чтобы не отвлекать учеников посторонними зрелищами типа выключения записи видео или выбора приложения из меню.

Технические решения

Существует готовое техническое решение на базе ffmpeg. Решение в том числе включает в себя осознанный выбор кодеков, контейнера и параметров видеопотока.